КОНСПЕКТ
НЕТРАДИЦИОННОЙ ПРОГУЛКИ
«ЧЕРЕПАШИЙ ОСТРОВ»
Цель: Создание условий для познавательной, активной и творческой деятельности.
Задачи:
-Продолжать учить определять силу и направление ветра в процессе наблюдения.
-Расширять словарный запас детей и знания о неживой и живой природе.
-Развивать наблюдательность, быстроту, выносливость.
-Воспитывать дружеские чувства.
Оборудование и выносной материал:
Вертушки, палочки с ленточками, мелко нарезанная бумага, корабль, «морское чудовище», письмо-приглашение, цветные ленточки, пластмассовые мячи, морская черепаха, сундук с кладом: шоколадные монетки-медали, бинокль.
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, нам морская черепаха прислала приглашение. Она зовёт нас в гости на необитаемый остров. Хотите отправиться в увлекательное путешествие? Ну - тогда слушайте и повторяйте за мной волшебные слова:
Быстро, быстро кружимся.
С волшебством подружимся.
Хлопнули в ладоши и остановились.
Рядом с морем синим все мы очутились.
Вос-ль: Вот на том корабле мы с вами и отправимся в морское путешествие.
Вос-ль: - А скажите, что поможет нашему кораблю раздуть паруса? (Ветер)
Наблюдение за ветром
Цель: Вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе, расширять кругозор; продолжать обучать описывать увиденные явления природы, выделять в наблюдаемых объектах характерные признаки.
Вос-ль: Правильно, сегодня наши наблюдения будут за ветром.
Обратите внимание на небо, как бегут облака? ( То медленно, то быстро)
Вос-ль: А что их гонит? (Ветер)
Вос-ль: Правильно, если ветер сильный, то облака бегут… .(Быстро)
Вос-ль: Если ветер слабый, то… .(Медленно)
Вос-ль: А сейчас обратите внимание на деревья, что раскачивает ветви деревьев? (Ветер)
Вос-ль: По ветвям деревьев можно определить силу ветра? (Да)
Вос-ль: Иногда у ветра не хватает сил заставить дрожать даже легкий березовый листик на ветке, такой ветерок называется бриз, но случается, его порывы вырывают с корнем толстые стволы крепких деревьев. Как вы думаете, как он называется? Правильно, он называется штормовой, или ураганный. Разным бывает ветер: и ласкающим тихим, и пугающе грозным.
Вос-ль: А с помощью еще чего еще мы можем определить, откуда дует ветер?
Правильно, с помощью деревьев, вертушек, и палочек с ленточками.
Вос-ль: Давайте проведем эксперимент. (Проводится эксперимент)
Дети берут вертушки и наблюдают за тем, сильно ли дует ветер, палочки с ленточками покажут силу ветра, а мелко нарезанная бумага в руке, покажет, есть ли ветер, и так же его направление.
Вос-ль: Кто знает стихотворение о ветре? (Дети читают.)
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
А. Пушкин
Ветер
С поля, с моря, с дальних гор, Тучи пыли поднимает.
Ветры к нам летят во двор. Ты глаза не засори,
Первый ветер вербу мнёт, Отвернись и не смотри.
А второй берёзу гнёт, Разлетимся, как ветры.
Третий ветер дуб ломает, Раз, два, три.
Вос-ль: Теперь мы всё знаем о ветре и можем пройти на наш корабль.
Игровая деятельность
Вос-ль: А что можно сделать, чтобы наш корабль был виден издалека?
Правильно, его можно украсить цветными ленточками.
Подвижная игра «Чья команда быстрее украсит корабль?»
Цель: Учить детей действовать по сигналу, передавать эстафету. Развивать быстроту, выносливость, умение завязывать узел. Воспитывать стремление участвовать в играх-эстафетах.
Команды строятся друг за другом, на расстоянии 4-5 шагов от корабля. Одна команда украшает левый борт, другая – правый борт. Первый бежит, завязывает ленточку, возвращается, передаёт эстафету. За ним бежит второй. Побеждает та команда, которая первая украсит свой борт корабля.
Вос-ль: Подводится итог. Молодцы, теперь наш корабль готов к отплытию.
Все дети удобно размещаются с двух сторон на корабле.
- Отдать швартовый!
- Полный вперёд!
Вос-ль:
Наш парус ветер подгоняет
Корабль скользит по ласковой волне
Вон за бортом дельфин играет,
Резвясь в прозрачной глубине!
Вос-ль: (смотрит в подзорную трубу):
Ребята, на нас надвигается ужасное морское чудовище! Но настоящие моряки не сдаются! Из «пушек» стрелять умеете?
Подвижная игра« Битва с морским чудовищем»
Перед детьми «чудовище» с большим количеством голов (головы из пенопласта привязаны к общему туловищу). Дети по очереди берут мячи малого размера и бросают «чудовищу» в голову.
Вос-ль: Мы справились с чудовищем, но попали в штиль.
Вос-ль: Давайте поможем ветру раздуть паруса, чтобы корабль отправился в плавание.
Упражнение на дыхание «Ветер»
Сделать носом глубокий вдох.
На выдохе произнести звук «У».
Вос-ль: Когда я подниму руку вверх – произносим звук громче, опущу вниз – тише.
Вос-ль: Вот какой сильный ветер поднялся! Всем по местам! Так как я капитан корабля, то я отдаю приказ матросам:
- Отдать швартовый!
- Полный вперёд!
- Друзья, прямо по курсу Черепаший остров!
- Малый вперёд! Стоп машины! Спустить трап на берег!
Трудовая деятельность
Цель: Учить детей доводить начатое дело до конца. Развивать желание выполнять посильные трудовые действия. Воспитывать чувство ответственности, значимости своего труда.
Вос-ль: Ребята, по-моему, на острове бушевал ураган. Смотрите сколько мусора: ветки, камни, бумажки…
«Без матросов никуда,
Эй, матросы, все сюда!
Давайте все вместе наведём порядок на острове, соберём мусор в коробку. (Уборка.)
Вос-ль: Ну, вот и порядок. Черепахи, живущие на этом острове, будут нам благодарны за помощь.
- Смотрите, наша знакомая черепаха! Она что-то хочет нам сказать! Да у неё под панцирем какая-то карта! (Под панцирем прикреплена «карта» сокровищ.) Ребята, да на ней обозначен клад. Давайте внимательно рассмотрим карту. (Каждая команда рассматривает карту.) Предлагаю отправиться за сокровищами!
Спортивные упражнения
Цель: Учить детей ходить по колёсам. Развивать умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, ходить приставным шагом. Воспитывать желание доводить начатое до конца.
(Все преодолевают полосу препятствий, обозначенную на карте, находят клад).
Вос-ль: На сундучке прикреплена надпись: «Не открывать до возвращения домой!». Что ж, очень хочется посмотреть что там? Тогда, возвращаемся на корабль. (Подходим к кораблю.)
Вос-ль: Что-то море разволновалось. Видимо оно хочет с нами поиграть в игру.
Дидактическая игра «Назови обитателей морей»
-Ребята, вы знаете обитателей морей и океанов? (Дети называют, проводим игру.)
Малоподвижная игра «Море волнуется»
Цель: Учить детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.
Вос-ль: Шторм закончился, и наше путешествие тоже заканчивается. Нам пора домой.
- Всем по местам!
- Отдать швартовый!
- Полный вперёд!
- Курс в ясли-сад!
Вос-ль: Ну, вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? Что нового узнали во время путешествия? А вы про клад не забыли? Посмотрим что там? (Открывают, находят подарки – медальки или монетки.)