Детские страхи - Малоберестовицкий ясли-сад

Разделы сайта

Детские страхи

 

 ЧЕГО БОЯТСЯ НАШИ ДЕТИ?

         Откуда берутся детские страхи? Как с ними бороться? И всегда ли нужна эта борьба?
   Что такое детские страхи? Почему они возникают и как их можно преодолеть?

    Есть страхи, основанные на собственном опыте ребенка: малыш, которого укусила собака, начинает бояться собак.

      Есть страхи, вызванные некомпетентностью: ребенок “по младости лет” еще не знает, как вести себя в присутствии посторонних людей, потому и боится чужих.

   Есть страхи, внушенные взрослыми. Это не только прямые угрозы (которые, конечно, никогда не выполняются): “Не будешь слушаться – отдам чужой тете!”, “Будешь плохо себя вести – милиционер заберет!”. Гораздо чаще “внушенные” страхи возникают из-за того, что ребенку слишком настойчиво и слишком эмоционально говорят об опасностях: “Не ходи гулять один – потеряешься! Не перебегай через дорогу – под машину попадешь!” А еще чаще ребенку передаются мамины и бабушкины страхи. Например, малыш упал, тут же вскочил и побежал дальше. Но взволнованная мама хватает чадо в охапку: “Ушибся? Очень больно? А коленку не разбил? Я же тебе сто раз говорила: не бегай, упадешь, ручку или ножку сломаешь!” Лицо у мамы испуганное, голос дрожит… И ребенок начинает плакать – не от боли, от страха. Он боится, потому что боится мама.

  Бывают и страхи, “нафантазированные” самим ребенком. Это всевозможные Кощеи, бабы-яги, серые волки и прочие буки. Помните девочку Мурочку из стихотворения Корнея Чуковского, которая нарисовала Бяку-Закаляку, да сама же ее и испугалась? Таким страхам обычно подвержены дети чересчур заботливых родителей. Если ребенка, что называется, “пасут”, ограждают от всех жизненных трудностей, не дают общаться с внешним миром и получать живые эмоции – он будет “добирать” эти эмоции сам, как сможет.

      И, наконец, совершенно особое место среди детских страхов занимает страх разлуки с мамой. Ведь мама для двух-трехлетнего ребенка – это целый мир, источник чувства безопасности. Расстаться с ней – значит оказаться перед лицом многочисленных опасностей, бороться с которыми малыш еще не готов.

      Больше подвержены страхам дети, чьи родители часто ссорятся. Ребенок не может сделать так, чтобы мама и папа помирились, он чувствует себя беспомощным, а часто и виноватым (если ссорятся из-за него). А чувства беспомощности и вины очень часто перерождаются в чувство страха…

    И все же страх – это не всегда плохо. Страх – это средство познания окружающей действительности, это защита, позволяющая избежать встречи с опасностью. Только нужно различать страх нормальный и страх патологический.

     Обычный страх длится недолго и быстро проходит: пробежала мимо собака, ушел незнакомый дядька – через минуту малыш и думать забыл о том, что он их боялся. Иное дело – страх патологический, разрушительный. Он изменяет и самочувствие, и поведение человека, даже его характер и отношения с окружающими. Например, ребенок боится ходить в школу – и каждое утро у него болит живот, голова, повышается температура. Если страх нарушает физическое и психическое развитие ребенка, мешает общению – необходима помощь специалиста, врача или психолога.

    Не надо стыдить ребенка, высмеивать его страхи. Лучше попросить малыша нарисовать то, чего он боится, а потом обсудить с ним рисунок: что на картинке можно изменить, чтобы было не так страшно. А дети постарше успешно помогают друг другу преодолевать чувство страха, рассказывая “страшилки” про то, как “в темной-темной комнате стоит черный-черный гроб на колесиках…” Доказано, что чем больше ребенок общается со сверстниками, тем меньше у него страхов.