Формирование графомоторных навыков у дошкольников - Малоберестовицкий ясли-сад

Разделы сайта

Формирование графомоторных навыков у дошкольников

«Формирование графомоторных навыков

 у дошкольников с ОНР»

 

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

 К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

 Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»).   

        Графомоторные навыки включают в себя:

    1.Мелкая мускулатура пальцев

 - Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

    2.Зрительный анализ и синтез

 - Упражнения на определение правых и левых частей тела.

 - Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

  - Задания с условиями по выбору нужных направлений.

   3.Рисование

 - Занятия по штриховке по контуру, обводка.

 - Срисовывание геометрических фигур.

 - Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

 - дорисовывание незаконченных рисунков;

 - дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

 - упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

 - Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

 4. Графическая символика

 - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

        Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры (буквы), учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической  деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:  - зрительного восприятия;  - произвольной графической активности;  - зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания.                                                            

Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми.

Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов,

-работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения.  Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром;  

-обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования,

-дорисовывания рисунков и многое другое;

- «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

 «Пальчиковые» игры и упражнения  не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, формирования навыка рисования и письма, обучения грамоте.

 Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

 Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.  Выполняя задания графических диктантов, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.